EN
Следите за нашими новостями в удобном формате Есть новость? Присылайте! Среди самых опасных увлечений, пользующихся популярностью у подростков, остается зацепинг — проезд по железной дороге на крыше или подножке поезда. Любителей прокатиться таким способом не пугают ни уголовная ответственность, ни риск получить неизлечимую травму, ни возможность умереть. Как зацепинг стал целой субкультурой и почему он становится популярным, — в материале «Известий».
Как возник зацепинг
• Слово «зацепинг» является довольно молодым и вошло в обиход с начала 2000-х, но суть этого явления имеет такую же долгую, более чем двухвековую историю, как сам рельсовый транспорт. Первые поезда перемещались не быстрее конных экипажей, и поэтому поездки в вагонах с открытым верхом, на подножках или на крышах не казались чем-то опасным. Со временем скорости увеличились, и пассажиров стали размещать только внутри вагонов, чтобы они не выпали при движении. Тот же путь прошел и городской транспорт — на смену конкам с открытым верхом-империалом пришел трамвай с закрытым салоном.
• Хотя железнодорожный транспорт становился всё опаснее, проезд за пределами вагона не исчез как явление. В XX веке к такому способу передвижения обычно прибегали либо из-за нежелания оплачивать билет, либо из-за загруженности линий — в ряде стран, таких как Индия и Бангладеш, до сих пор такая практика является повсеместной. Военные эшелоны также нередко запускали так, что ради быстрого перемещения войск приходилось «рассаживать» солдат на подножках и крышах.
• Постепенно поездки за пределами вагонов обрели не только практический смысл. Пока на автомагистралях набирал популярность автостоп, нелегальный проезд на железной дороге превратился в некоего рода приключение. Так, президент России Борис Ельцин признавался, что в молодые годы провел два месяца, катаясь на крышах вагонах и подножках, так как очень хотел путешествовать, но не мог себе этого позволить.
Зацепинг как увлечение
• Со временем зацепинг перерос в массовое увлечение и отдельную субкультуру, которая обосновалась и в России. Этому способствовали некоторые факторы. Так, сокращение персонала поездных бригад, особенно проводников, ослабило контроль за пассажирами, что открыло дорогу не только зацепингу, но и вандализму.
• В 1990-х и 2000-х ухудшавшееся состояние поездов приводило к отмене рейсов и перегруженности оставшихся маршрутов, из-за чего люди были вынуждены размещаться между вагонами или цепляться за хвостовую кабину. Эта проблема широко освещалась в СМИ, и массовый зритель увидел на экранах телевизоров, как люди буквально висят на электричках, и что такой способ передвижения вообще практикуется.
• Появление мобильных камер тоже внесло свой вклад в развитие зацепинга. У любителей прокатиться верхом на поезде появилась возможность снять свою поездку на видео и поделиться ей в соцсетях, что только подталкивало к тому, чтобы и самому повторить этот опыт, и другим испытать те же экстремальные ощущения. Популярность стали набирать всё более необычные поездки: не только на железной дороге, но и на троллейбусах, трамваях и поездах метро.
• Для некоторых зацепинг стал настолько серьезным увлечением, что для занятий им стали использовать специальное оборудование. Чтобы совершить дальнюю поездку и не пострадать при этом, такие зацеперы берут с собой альпинистское снаряжение, крепления, вакуумные присоски, теплую одежду и обрезиненные перчатки. Немало внимания они уделяют и тому, как противостоять охранникам и контролерам в случае встречи с ними.
• Зацеперы стали формировать свои сообщества, в которых они делятся советами и способами закрепиться за состав. Также они соревнуются в том, какие поезда «покорили», с какой скоростью и на какие расстояния смогли проехать. Среди зацеперов есть деление на дилетантов и профессионалов, на любителей одиночных путешествий и массовых выездов, желающих набрать популярность в интернете и прокатиться «для себя». Хотя их субкультуру все-таки нельзя назвать массовой, она остается достаточно устойчивой.
Чем опасен зацепинг
• Проезд снаружи поездов особенно опасен тем, что можно выделить сразу несколько групп несчастных случаев, которые могут лишить безответственного пассажира здоровья и даже жизни. В первую очередь, зацепер может просто упасть, не удержавшись на поезде из-за высокой скорости, резкого поворота или торможения, встречного движения, сильного ветра, ненадежного крепления. Иногда зацеперы стараются во время движения выполнить какие-нибудь трюки, и это многократно увеличивает непредсказуемость последствий.
• Частой причиной смерти среди зацеперов становится удар электрическим током при касании контактной сети, токоприемника или тормозного резистора. Причем удариться током можно и без соприкосновения — электрическая дуга может возникнуть при проезде рядом с линией электропередачи. Даже если при ударе удастся выжить, что маловероятно, у человека почти не остается шансов сохранить ориентацию в пространстве и избежать падения.
• Для зацеперов крайне опасно непопадание в габарит, то есть оказаться за пределами того пространства, которое было предусмотрено для безопасного прохождения поезда. Нередко мосты, тоннели и разные конструкции вдоль путей располагаются так, что сносят любой объект на поезде, который «выпирает» из привычного очертания.
• Смерть из-за зацепинга не является рядовым событием. Только в мае стало известно о гибели как минимум пяти подростков в Московской области, Санкт-Петербурге и Красноярском крае. Все они получили смертельный удар током. Еще трое школьников погибли в Подмосковье в январе, причем один из них катался в межвагонном пространстве.
Какое наказание за зацепинг
• Нарушителя, ездившего на поезде не по правилам, в зависимости от обстоятельств могут привлечь к ответственности по ряду статей Административного или Уголовного кодексов РФ. Чаще всего применяется ч. 1 ст. 11.17 КоАП, по которой проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах карается штрафом от 2 тыс. до 4 тыс. рублей. Примечательно, что до 2022 года наказание по этой статье составляло всего 100 рублей и это сильно потворствовало зацепингу.
• Также против зацеперов может применяться ст. 11.15.1 КоАП. Если правоохранительные органы решат, что произошло умышленное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, то может быть назначен штраф от 20 тыс. до 30 тыс. рублей либо административный арест на срок до 10 суток.
• Ст. 267.1 УК РФ гласит, что уголовная ответственность наступает в случае совершения из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. По ней нарушители грозит либо штраф от 150 тыс. до 300 тыс. рублей или лишение свободы до двух лет.
Как подростки увлекаются зацепингом
• Эксперты отмечают, что зацепинг является молодежным явлением, для взрослых он уже нетипичен. Подростковый возраст является эмоционально нестабильным временем в жизни, в это время молодые люди подвержены чужому влиянию, они хотят быть частью общей группы и получать признание со стороны сверстников. Подросткам бывает сложно отказать в предложении заняться чем-то необычным, даже если им это не нравится. На эту почву хорошо ложатся разные экстремальные виды деятельности, одним из которых может оказаться и зацепинг.
• Для подростков проезд на поездах с нарушением правил является также тестированием свободы и окружающей реальности. В этом возрасте они проверяют, что им может быть по плечу, чего они могут добиться и как велика их вера в собственные силы. На это накладывается отсутствие понимания последствий своих действий. Даже если подросток знает, что зацепинг может привести к смерти, он не всегда осознает, что это может ожидать и его. Такое поведение в некотором роде схоже с зависимостями, о вреде которых люди тоже обычно достаточно проинформированы.
• Чтобы ребенок не занялся зацепингом, говорить об опасности этого занятия с ним надо задолго до того, как он достигнет подросткового возраста и переступит через авторитет взрослых. Обсуждая эту тему, нужно рассказывать о безопасности и последствиях, проговаривать, что есть взрослые увлечения, которых нельзя касаться, и зацепинг входит в их число.
• Если у подростка все-таки возникла тяга к подобным опасным приключениям, помочь должно обращение к психологу. Важно понимать, что у подростков нет обязательной тяги к экстриму, но им нужно получать положительные эмоции, а для этого есть множество разных способов от музыки до спорта. Наличие какого-либо интереса, который будет одобряться в среде ребенка, позволит избежать опасных увлечений.
При написании материала «Известия» беседовали с:
- детским психологом Ириной Тарановой.
Источник: iz.ru